Лидия Пивоварова (l_i_d_y_a) wrote,
Лидия Пивоварова
l_i_d_y_a

Category:

волшебник Земноморья

Я решила прочитать весь цикл Урсулы Ле Гуин про Земноморье, купила иллюстрированное издание, где всё под одной обложкой, почти тысяча страниц: первые три романа, которые я читала когда-то давно еще в школе, следующие три части, написанные гораздо позже, и еще рассказы, которые в основной корпус не входят. Но главная ценность издания - это предисловие, комментарии и эссе самого автора. Она много рассказывает об истории создания и своем творческом методе.
Первая книга задумывалась в жанре "young adult" (собственно, первые три книги, там везде протагонист очень юный), до того было только два рассказа со смутными наметками будущего Земноморья. И когда ей предложили написать роман для молодых читателей, Ле Гуин первым делом нарисовала карту архипелага, с названиями всех островов - и новые идеи приходили к ней, когда она разглядывала  эту карту и задавалась вопросом "интересно, что там, на этом острове?" Позже, когда она стала писать истории, которые не следуют за одним главным героям, и действие происходит в разные эпохи в самых разных уголках архипелага, она написала еще и краткую энциклопедию Земноморья, тоже для себя, чтобы не сбиться с курса. Подробных планов своих романов она никогда не имела, только общую смутную идею, за которой следовала. И, кстати, и продолжать первый роман изначально не планировала, но потом ей самой стало интересно, что же стоит за именами и странами, упомянутыми в первой части.
А самое интересно в этих пояснениях, конечно, то, как она объясняет резкий контраст между первой и второй половиной цикла. Она сама пишет, что уникальность первой книги была, в том числе, в том, что Гед борется не с каким-то внешним врагом, а с тьмой внутри самого себя. И первые три романа следуют этой идее. Хотя сюжеты разные, но в центре - путешествие сквозь тьму чтобы обрести самого себя.
Четвертая же книга совсем другая - там появляются плохие и хорошие, причем плохие действуют совсем не мотивированно и крайне жестоко, а хорошие, хоть мы и знаем их из предыдущих книг как людей огромной силы духа, здесь пассивны и беспомощны. Очень депрессивное чтение, а в конце прилетел дракон и всех спас (в этом месте мне захотелось спросить "а что, так можно было?" а почему дракон раньше не прилетал, когда героев мучали и калечили?).
Поскольку угнетаемые тут - женщины и примкнувшие к ним сирые и увечные, а угнетатели - облеченные властью мужчины, и вообще мужчины, и поскольку роман был написан через восемнадцать лет после окончания предыдущего, Ле Гуин часто обвиняли в том, что она пошла на поводу и феминистической коньюктуры. Она же в предисловии пишет, что все было наоборот. Четвертый роман она села писать  сразу после третьего, и примерная сюжетная канва была готова с самого начала: Тенар не станет учиться магии, выйдет замуж са фермера и в центре сюжета будет ее новая встреча с Гедом много лет спустя. Но роман не писался. Ле Гуин знала как писать об архитипических героях, но героиня-фермерша ей была не понятна. Только  восемнадцать лет спустя, в том числе под влиянием феминистического дискурса, она увидела, как рассказать эту историю. А дракон прилетел потому, что изнутри устоявшейся иеррархии ее разрушить невозможно, на это неспособны ни угнетатели, ни угнетаемые, нужна какая-то новая сила извне.
Не могу сказать, что она меня убедила.  Точнее, убедила только в том, что это право автора - писать о чем он хочет и как считает нужным. Но проблемы вымышленных женщин в вымышленном мире меня не сильно трогают, не вынужденные сюжетом измывательства над героями отвращают, а притчевая ясность и сила первых трех книг тут начисто отсутствует. Далее по канону следует сборник рассказов, призванный прояснить некоторые детали мироустройства и истории Земноморья. Есть несколько очень ярких страниц, но в целом я бы сказала "слишком много букв". Последний роман сначала тоже выглядит слишком сложным и многофигурным, но в конце концов эта извилистая дорога выводит к мощному финальному аккорду. Интересно, что хотя про все другие книги Ле Гуин охотно поясняет, про что это и какую идею она пыталась высказать, разъяснять значение финала она отказывается. Мне там видится мощное антихристианское высказывание: нет никакой вечной жизни, не нужно желать вечной жизни, жизнь возможна только в этом мире и больше нигде. Впрочем, примерно такая идея уже звучала в третьем романе. Ну и в целом у меня ощущение, что дальше первых трех книг можно было уже и не читать. Там и язык такой особенный, поэтичный и архаический, дальше такого уже меньше.
Но, конечно, остановится и не дочитать все до последней капли было совершенно не возможно. В послесловии к шестой книге она пишет, что знает, куда Гед отправится дальше, но пока решила об этом не писать. Мне прямо больно было это прочесть - потому что история эта так и не была написана. Если не считать короткого рассказа, написанного уже в год смерти, где умирающему Геду видится, как он плывет на своей старой лодке к западу за пределом запада, а на встречу ему летит дракон и кричит "Нечего бояться".
                       
   
Tags: впечатления
Subscribe

  • вопрос к знатокам живой природы

    Что жрет эта галка? Она сидела на дубе на большой высоте, я снимала с сильным увеличением, и теперь думаю - это личинка такая здоровая?…

  • заяц

    Еще не перелинял окончательно на летнюю униформу.

  • как это делается в Финляндии

    Недавно в суде рассматривалось дело заключенного, сбежавшего из тюрьмы. Обвинение также было предъявлено охраннику, который его отпустил. Дело было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments